Дом Печати

 English version

Екатеринбург часто называют «музеем конструктивизма под открытым небом». Это вполне оправданно — зданий в этом стиле в исторической застройке города немало. Сегодня речь пойдёт об одном из них — о «Доме печати». Он был выстроен для издательства «Уральский рабочий» в период расцвета конструктивизма.

Из истории издательского дела

До революции издательская жизнь в Екатеринбурге была довольно пассивной. В царское время уральское полиграфическое производство сосредотачивалось в Перми.

Первая екатеринбургская типография появилась в декабре 1803 года: её основал начальник Екатеринбургского горного правления, австрийский горный инженер Бенедикт Франц Иоганн или, как его величали в России, Иван Филиппович Герман. Первое периодическое издание — газета «Екатеринбургская неделя» — появляется в 1879 году. К началу XX столетия в городе, согласно архивным данным, было семь типографий. Естественно, сведения имеются только о легальных… Много ли это? Вряд ли. Екатеринбург на тот момент уже был одним из самых крупных уездных городов, и количества издаваемой продукции явно не хватало для обеспечения информацией всех жителей. Поэтому большевики, для которых газета была важнейшим инструментом, многое сделали для развития печати в городе. В годы Гражданской войны лучшее оборудование было вывезено из Перми в Екатеринбург, и издательское дело с этого времени сосредоточилось в столице Урала как в новом областном центре. Крупные СМИ вырастали из подпольных…

В феврале 1907 года в Екатеринбурге стала выходить подпольная большевистская газета «Рабочий». Дом на углу улиц Первомайской и Бажова, где находилась первая типография, не сохранился. В марте 1908 года вышел последний дореволюционный номер.

После революции газета продолжает издаваться как «Уральский рабочий». В 1926 году указом президиума Уральского областного исполкома советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов было образовано одноименное издательство. Главной его задачей на тот момент стал выпуск газет «Уральский рабочий» и «На смену!». Возникла потребность в строительстве отдельного здания для издательства… Так началась история этого дома.

Фасад — как газетная полоса

В 1920—1930-е годы на Среднем Урале — пик создания нового лица города. Оно должно быть современным и индустриальным, а также отображать промышленный характер. Именно в это время строятся самые знаменитые памятники конструктивизма в Екатеринбурге — например, здание Главпочтамта, городок Чекистов. Здание для типографии строится в это же время. Решение о строительстве принял обком ВКП(б), и под его контролем был разработан макет.

Архитектором стал Георгий Голубев, на тот момент уже известный мастер в области конструктивизма. Он создал проект, который отвечал всем поставленным задачам — отображал суть здания, был достаточно оригинальным. Длинные ряды узких окон напоминают газетные полосы, а их протяжённость вдоль всего фасада здания символизирует непрерывность и оперативность газетной работы. Именно этот успешный проект и повлиял на дальнейшую судьбу Голубева — в 1936-м он был назначен на пост главного архитектора Свердловска и проработал на нём до 1942-го, принимая участие в разработке генерального плана застройки города.

Строительство здания было начато в 1929 году. В 1934 году типография была окончательно достроена.

После Великой Отечественной войны основной продукцией «Уральского рабочего», помимо газет, стали книги. В типографии было установлено новейшее оборудование по производству книг в твёрдом и мягком переплете, каких по всей стране были единицы. В это время типография принадлежала газете.

Всё изменилось в девяностые — тогда, согласно указу Президента России Бориса Ельцина, типография стала государственной, а газета — частной. С этого времени предприятие перестаёт действовать исключительно как «типография при газете».

— На данный момент типография занимает здание во дворе (проспект Ленина, 49 Б), а офис находится на Тургенева, 13, — рассказывает исполнительный директор типографии Алекандр Гулак. — А в историческом здании в стиле конструктивизма большинство площадей сейчас занимают различные конторы, кафе… Но из площадей — а их, между прочим, около 18,5 тысячи квадратных метров, сейчас занято около двадцати процентов. Раньше там были цеха, везде кипела работа.

Пустующие цеха иногда пытаются приспособить под различные мероприятия — например, в 2010 году там прошла Биеннале современного искусства. Некоторые производственные помещения сейчас занимает одно из кафе, сделав просторное помещение и высокие потолки производственного цеха одной из фишек своего интерьера.

Кстати

Известный свердловский архитектор Георгий Александрович Голубев родился 20 апреля 1883 года в Харькове. По долгу службы его отцу приходилось много переезжать, и поэтому будущий архитектор начал свое образование в возрасте одиннадцати лет в таганрогской гимназии, затем учился в тифлисской 1-й гимназии, а с 1896 года — в 6-й петербургской, которую и окончил в 1902 году. Окончив гимназию и Школу технического рисования Штиглица, Голубев по совету отца поступает в Институт гражданских инженеров. В 1904 году он начал работать помощником у архитектора Шитта. В Свердловск переезжает в 1926 году. Здесь по проектам архитектора были построены два Дома специалистов (переулок Банковский, 8–10), Дом печати, была произведена реконструкция здания Горсовета и многое другое. С 1936 по 1942 год Голубев был главным архитектором Свердловска. В 1934–1940-м преподавал в Свердловском архитектурном техникуме.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Досье «ОГ»

Адрес : проспект Ленина, 49

Архитектор : Георгий Голубев

Дата постройки : 1929–1934

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ответы на вопросы:

— Мы 45 лет проработали в типографии «Уральский рабочий». У нас был замечательный коллектив, мы очень здорово и дружно работали. И сейчас поддерживаем отношения. Но сил нет ездить мимо этого здания — такие грязные, пыльные окна! И это ведь — центр города. Мы раньше несколько раз в год окна мыли, приводили здание в порядок. Понимали, что в самом сердце города постоянно ходят туристы, да и жителям разве приятно смотреть на такую грязь? А сейчас — стыдно проходить мимо. Прочитали в вашей «Красной линии», что, оказывается, большая часть помещений пустует… Очень обидно — ведь такие огромные площади! Очень больно об этом думать… (Клавдия Катыхова, Нина Южакова и Инна Бабенко, звонок в редакцию).

Об этой же проблеме сообщила Галина Васильевна Подкорытова.

— Мне 90 лет и я постоянный читатель вашей газеты. «Красную линию» читаю очень внимательно. Как житель Екатеринбурга очень переживаю за его внешний вид: почему здание типографии «Уральский рабочий» в таком плачевном состоянии? Смотреть страшно на эти унылые окна… (звонок в редакцию).

— Полностью с вами согласны. Мы связались с министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области, адресовали им этот вопрос. Но ответ сможем получить только после праздников и обязательно сообщим о результатах.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Текст и фото в тексте взяты из публикаций проекта "Красная линия" в "Областной газете". Благодарим Яну Белоцерковскую и "Областную газету"!

--------------------------------------------------------------------------------------------------------

Предыдущий объект           Следующий объект